Тема: «Сложноподчиненное предложение» Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих...

Тематика Русский язык
Уровень 5 - 9 классы
сложноподчиненные предложения грамматические основы придаточные предложения союзы союзные слова знаки препинания косвенный вопрос однородные члены типы связи последовательное подчинение параллельное подчинение упражнения пунктуация примеры анализ предложений русский язык синтаксис
0

Тема: «Сложноподчиненное предложение»

Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

  1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.

  2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.

  3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.

  4. Если жизнь тебя обманет не печалься.

  5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт. Учимся расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

  1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

  1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

  1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.

  2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.

  3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.

  4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.

  5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

  6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Типы связи придаточных предложений в составе сложного предложения

Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.

  1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).

  2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).

  3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).

  4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).

Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.

  1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.

  2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.

  3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.

  4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

  5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.

Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.

[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив).

  1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.

  2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.

  3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

  4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.

Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.

  1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.

  2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.

  3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.

  4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.

  5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.

Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.

  1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).

  2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).

  3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).

avatar
задан месяц назад

2 Ответа

0

Упражнение 8. Обозначение границ предложений и указание союзов

  1. Справа он видел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.

    • Союзное слово: на которой (подчеркнуть как член предложения)
  2. Там, откуда я родом, моя фамилия встречается очень часто.

    • Союзное слово: откуда (подчеркнуть как член предложения)
  3. Воздух был свеж, хотя солнце только что село.

    • Союз: хотя
  4. Если жизнь тебя обманет, не печалься.

    • Союз: если
  5. В доме, куда мы случайно попали, шел ремонт.

    • Союзное слово: куда (подчеркнуть как член предложения)

Упражнение 9. Подчеркивание грамматических основ и расстановка знаков препинания

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

  1. Он не знает, достанется ли ему лучшая доля.

    • Грамматическая основа: он не знает, достанется ли (достанется - сказуемое, ему - дополнение)
  2. Она следила за нами, точно хотела узнать, что мы намерены делать.

    • Грамматическая основа: она следила, хотела узнать, что мы намерены делать (мы намерены - подлежащее и сказуемое)
  3. Чего я жду, не знаю сам.

    • Грамматическая основа: чего я жду, не знаю сам (я жду - подлежащее и сказуемое, не знаю - сказуемое)
  4. Он спросил, не будет ли приказаний, и исчез.

    • Грамматическая основа: он спросил, не будет ли, и исчез (он спросил - подлежащее и сказуемое, не будет ли приказаний - сказуемое)
  5. Я не могу сказать, нравилось ли нам ходить босиком.

    • Грамматическая основа: я не могу сказать, нравилось ли нам (я не могу сказать - подлежащее и сказуемое, нам нравилось - подлежащее и сказуемое)

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

  1. Я лежал на кровати, слушая, как барабанит дождь.

    • Грамматическая основа: я лежал, слушая (я лежал - подлежащее и сказуемое, как барабанит дождь - подлежащее и сказуемое)
  2. Утром, еще солнце не успело подняться, мы покинули поселок.

    • Грамматическая основа: солнце не успело подняться, мы покинули (солнце не успело подняться - подлежащее и сказуемое, мы покинули - подлежащее и сказуемое)
  3. Наученный горьким опытом, я понял, что тропа эта зверовая, и свернул с нее.

    • Грамматическая основа: я понял, что тропа эта зверовая, свернул (я понял - подлежащее и сказуемое, что тропа эта зверовая - подлежащее и сказуемое, я свернул - подлежащее и сказуемое)
  4. Тропинка поднимается в скалы, где смотрятся в небо красные сосны, и падает в моховые болота.

    • Грамматическая основа: тропинка поднимается, смотрятся, падает (тропинка поднимается - подлежащее и сказуемое, сосны смотрятся - подлежащее и сказуемое, тропинка падает - подлежащее и сказуемое)
  5. Я взбежал по лестнице, которая вела в светлицу, и вошел в комнату.

    • Грамматическая основа: я взбежал, которая вела, я вошел (я взбежал - подлежащее и сказуемое, которая вела - подлежащее и сказуемое, я вошел - подлежащее и сказуемое)

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

  1. Дрожащим голосом она объявила, что ужинать ей не хочется, и стала прощаться с родителями.

    • Грамматическая основа: она объявила, что не хочется, и стала (она объявила - подлежащее и сказуемое, ей не хочется - подлежащее и сказуемое, она стала - подлежащее и сказуемое)
  2. Он вовремя успевает наклонить голову, чтобы не разбить её о перекладину, и вихрем влетает на черный двор.

    • Грамматическая основа: он успевает, чтобы не разбить, влетает (он успевает - подлежащее и сказуемое, он влетает - подлежащее и сказуемое)
  3. Она сделала мне знак рукой, чтобы я подождал, и вышла.

    • Грамматическая основа: она сделала, чтобы я подождал, вышла (она сделала - подлежащее и сказуемое, я подождал - подлежащее и сказуемое, она вышла - подлежащее и сказуемое)
  4. Я смотрю вдаль, где видны силуэты судов, и вижу миллионы огней.

    • Грамматическая основа: я смотрю, где видны, я вижу (я смотрю - подлежащее и сказуемое, силуэты видны - подлежащее и сказуемое, я вижу - подлежащее и сказуемое)
  5. Он смотрел в окошко, и когда коляска уехала, обратился к жене с восклицанием.

    • Грамматическая основа: он смотрел, коляска уехала, он обратился (он смотрел - подлежащее и сказуемое, коляска уехала - подлежащее и сказуемое, он обратился - подлежащее и сказуемое)
  6. Я не знал, куда ступить, и в незнакомой толпе остался совершенно один.

    • Грамматическая основа: я не знал, я остался (я не знал - подлежащее и сказуемое, я остался - подлежащее и сказуемое)

Упражнение 10. Расстановка знаков препинания и объяснение

  1. Я полагаю, что все короли хотят, чтобы мы приняли турецкую веру.

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что" и "чтобы", вводящими придаточные предложения.
  2. За нами долго следила японская джонка, чтобы посмотреть, куда мы направимся.

    • Объяснение: Запятая ставится перед союзом "чтобы", вводящим придаточное предложение.
  3. Нехорошо, что у вас все больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь.

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что" и "когда", вводящими придаточные предложения.
  4. Вы думали, что я буду слушать смиренно дерзости, потому что у меня нет денег, которые бы я мог бросить на стол.

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что", "потому что", и "которые", вводящими придаточные предложения.
  5. Я забыл сказать, что губернатор ужасно обрадовался, когда объявили ему, что мы уходим.

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что" и "когда", вводящими придаточные предложения.

Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных

  1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).

    • Грамматическая основа: я открыл (глаза), услышал (когда?), что недалеко (до берега).
  2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).

    • Грамматическая основа: я знал (что?), что он человек (какой?), на которого нельзя надеяться.
  3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).

    • Грамматическая основа: она гонит (впечатления), чувствует (почему?), что готова расплакаться.
  4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).

    • Грамматическая основа: послы сказали (что?), что возьмут (при каком условии?), если он примет подарок.

Упражнение 12. Определение границ придаточных частей и расстановка знаков препинания

  1. Я полагаю, (что все короли хотят), (чтобы мы приняли турецкую веру).

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что" и "чтобы", вводящими придаточные предложения.
  2. За нами долго следила японская джонка, (чтобы посмотреть), (куда мы направимся).

    • Объяснение: Запятая ставится перед союзом "чтобы", вводящим придаточное предложение.
  3. Нехорошо, (что у вас все больные такой крепкий табак курят), (что всегда расчихаешься), (когда войдёшь).

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что" и "когда", вводящими придаточные предложения.
  4. Вы думали, (что я буду слушать смиренно дерзости), (потому что у меня нет денег), (которые бы я мог бросить на стол).

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что", "потому что", и "которые", вводящими придаточные предложения.
  5. Я забыл сказать, (что губернатор ужасно обрадовался), (когда объявили ему), (что мы уходим).

    • Объяснение: Запятые ставятся перед союзами "что" и "когда", вводящими придаточные предложения.

Упражнение 13. Предложения с параллельным подчинением

  1. Индюшка любила жаловаться, (когда была голодна), и требовала, (чтобы Индюк её жалел).

    • Грамматическая основа: индюшка любила, требовала (когда?), когда была голодна (что?), чтобы Индюк её жалел.
  2. Зато, (чтобы утешить меня), он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собой, (чтобы при мне поймать зайца).

    • Грамматическая основа: он приказал (чтобы?), чтобы утешить меня (что?), чтобы при мне поймать зайца.
  3. Я желал вырвать его из среды злодеев, (которыми он предводительствовал), и спасти его голову, (пока ещё было время).

    • Грамматическая основа: я желал (вырвать кого?), его из среды злодеев (каких?), которыми он предводительствовал (что?), спасти его голову (когда?), пока ещё было время.
  4. Чичиков заметил, (что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю), и потому вздохнул тут же и сказал, (что соболезнует).

    • Грамматическая основа: Чичиков заметил (что?), что неприлично (что?), что соболезнует.

Упражнение 14. Подчеркивание главных членов, указание границ главного и придаточных предложений, расстановка знаков препинания

  1. Везде, (где только сидят), он останавливался, (чтобы показать себя).

    • Грамматическая основа: он останавливался (где?), где сидят (чтобы что?), чтобы показать себя.
  2. Утром, (когда мы опять остановились пить чай), я узнал, (что мои страхи были не совсем неосновательны).

    • Грамматическая основа: я узнал (когда?), когда остановились (что?), что страхи были неосновательны.
  3. Нина просила не рассказывать никому, (что она проболталась), и уверяла, (что её будут очень ругать).

    • Грамматическая основа: Нина просила (что?), что не рассказывать (что?), что её будут ругать.
  4. Накануне вечером, (когда я уже спал), отец мой виделся с теми стариками, (которые гостили у брата).

    • Грамматическая основа: отец виделся (когда?), когда я спал (с кем?), с теми стариками (какими?), которые гостили у брата.
  5. Впоследствии, (когда мои слова сделались известны тетушкам), они заставили меня повторять их и так хохотали, (что приводили меня в совершенное изумление).

    • Грамматическая основа: они заставили (когда?), когда слова сделались известны (что?), что приводили в изумление.

Упражнение 15. Однородные придаточные предложения

  1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтобы я поторопился).

    • Вопросы: что идет на берег? - последняя лодка (чтобы что?) - чтобы я поторопился.
  2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слёз).

    • Вопросы: что мелькала? - мысль (что?) - что я спрятался (что?) - что маменька не услышит моих слёз.
  3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тётки и мой отец).

    • Вопросы: где был? - там (где?) - где жил дедушка (где?) - где родились тётки и отец.

avatar
ответил месяц назад
0

Сложноподчиненное предложение - это предложение, в котором есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений, которые зависят от главного. Они могут быть разных видов: косвенный вопрос, придаточные, относящиеся к причастию или деепричастию, однородные придаточные и другие.

  1. В данном предложении "Справа он видел большую поляну" - главное предложение, а "на которой стоял кряжистый дуб" - придаточное предложение, указывающее на место, где он видел поляну.

  2. В предложении "Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто" - главное предложение, а "откуда я родом" - придаточное предложение, указывающее на место происхождения.

  3. В предложении "Воздух был свеж, хотя солнце только что село" - главное предложение, а "хотя солнце только что село" - придаточное предложение, вводящее противопоставление.

  4. В предложении "Если жизнь тебя обманет, не печалься" - главное предложение, а "если жизнь тебя обманет" - придаточное предложение, выражающее условие.

  5. В предложении "В доме, куда мы случайно попали, шел ремонт" - главное предложение, а "куда мы случайно попали" - придаточное предложение, указывающее на место, куда попали.

avatar
ответил месяц назад

Ваш ответ

Вопросы по теме