ПРОЧТИТЕ ОТРЫВКИ ИЗ РАБОТ ИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ Лингвистов. ОПРЕДЕЛИТЕ, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ в КАЖДОЙ ЦИТАТЕ...

лингвистика русский язык литературный язык культура речи стилистика язык и культура образование языковые жанры языковая грамотность школа и язык язык и общество лингвистическая дисциплина
0

ПРОЧТИТЕ ОТРЫВКИ ИЗ РАБОТ ИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ Лингвистов. ОПРЕДЕЛИТЕ, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ в КАЖДОЙ ЦИТАТЕ И

КАКOBO ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СКАЗАННОМУ.

Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от

предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и

понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен (Л. В. Щерба).

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться

его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и

самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. В.

Виноградов).

Поскольку мы говорим о языке как о некоторого рода организованном построении, как об активности,

проблема культуры языка сводится к тому, чтобы овладеть принципами построения различных типов и жанров речи в

рамках заданной социальной традиции. Эта проблема на практике будет разрешена тогда, когда каждому члену

говорящего коллектива так же будет ясна разница между лингвистическими средствами, применяемыми в разных

языковых жанрах, как это, например, ясно писателю по отношению к литературным родам. Речь устная и письменная,

ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентская, докладная записка или указ, беседа

с приятелем и дипломатический обмен любезностями, язык в прозе и в стихах — все эти языковые задания, вместе с

прочими бесчисленными делениями, которые можно продолжить в каждом из этих видов и подвидов, требуют своих

средств выполнения и своей «техники». . Сами по себе лингвистические знания не могут воспитать лингвистического

вкуса и лингвистической дисциплины если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в

общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку ( Г . О.

Винокур).

Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного

развития, кто знает, что такое «пенаты» (из учебника грамматики узнать нельзя), никогда не ошибется в употреблении

этого слова. Школьник, который слово аврора в тексте пушкинского стихотворения понимает как название

знаменитого крейсера, повинен не в незнании языка, а в незнании и непонимании истории, в отсутствии верных

представлений о жизни. Правильной речи мы учимся в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет

изучение нашей культуры.

Учиться правильной речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в нее вложенного.

Таким образом, правильная речь не только признак и условие высокой культуры, но она и сама обусловлена

последней ( Г . О. Винокур).

Основная и наибольшая часть < . > уменья говорить дается в школе. Жизнь мало сравнительно прибавляет к

приобретенному в школе. Отсюда понятна колоссальная государственно-культурная роль постановки родного языка в

школе именно как предмета нормативного. Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют

бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами

таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают

друг друга, там люди меньше судятся, потому, что составляют более ясные контракты и т. д. и т. п. Уменье говорить —

это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто

остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы

язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый (А. М. Пешковский).

Практика иногда чрезвычайно легко разрешает вопрос о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в

школе, где первым и последним критическим судьею является учитель, нередко сам же и создающий кодекс

одобряемого, разрешаемого и недопускаемого в речи своих воспитанников. Труднее разрешаются сомнения о

правильности выражений, когда приходится критиковать речь взрослых людей, способных выставить в защиту своих

привычек и взглядов теоретические основания и пример других образованных людей или — еще лучше — образцовых

писателей. Критическое отношение к последним окажется уже весьма затруднительным и потребует известных знаний в

языке и значительной осмотрительности в решениях. Прежде всего нужно признать, что стилистические мерки и вкусы

существуют для известного времени и меняются так же, как меняется язык ( В . И. Чернышев).

avatar
задан день назад

3 Ответа

0

Цитаты, представленные в вопросе, раскрывают различные аспекты темы культуры языка и его роли в обществе, а также обоснования необходимости изучения и совершенствования языковых навыков. Рассмотрим каждую из них более подробно.

  1. Л. В. Щерба подчеркивает важность литературного языка как наследия, которое позволяет не только выражать мысли и чувства, но и понимать их у великих людей прошлого. Это утверждение подчеркивает связь поколений через язык, его роль как хранителя истории и культуры. Я согласен с этим мнением, поскольку язык действительно служит мостом между эпохами и позволяет современному человеку приобщаться к культурным достижениям прошлого.

  2. В. В. Виноградов говорит о высокой культуре речи как о важном элементе общественной и творческой жизни человека. Он подчеркивает, что знание и умение пользоваться языком является лучшей рекомендацией для человека. Это утверждение справедливо, поскольку умение точно и выразительно излагать свои мысли действительно способствует успешной коммуникации и самореализации.

  3. Г. О. Винокур рассматривает язык как организованное построение и выделяет важность понимания различий между лингвистическими средствами в разных жанрах речи. Он утверждает, что овладение языковой культурой тесно связано с общей культурностью человека. Это мнение подчеркивает необходимость комплексного подхода к изучению языка, что важно для достижения высокого уровня языковой компетентности. Согласен с этим, так как культурный контекст действительно обогащает понимание языка и его использование.

  4. Г. О. Винокур во второй цитате говорит о том, что безукоризненное владение речью требует высокого уровня культурного развития. Он утверждает, что правильная речь формируется вместе с изучением культуры. Это мнение подчеркивает взаимосвязь между языком и культурой, что, на мой взгляд, является ключевым аспектом в понимании и использовании языка.

  5. А. М. Пешковский акцентирует внимание на важности изучения языка в школе и его роли в культурно-государственной жизни. Он утверждает, что умение говорить является «смазочным маслом» для любой культурной и государственной системы. Это утверждение подчеркивает практическую значимость языковой грамотности для общества, с чем трудно не согласиться.

  6. В. И. Чернышев рассматривает вопрос о допустимости и недопустимости в языке, особенно в образовательной среде. Он отмечает, что стилистические мерки и вкусы меняются со временем, что требует осмотрительности и знаний для критического подхода к языку. Это мнение подчеркивает динамичность языка и важность адаптации к его изменениям, что актуально для поддержания языковой культуры.

В целом, все цитаты подчеркивают значимость языка как культурного феномена и инструмент общения, акцентируя внимание на необходимости его изучения и развития. Я согласен с основными идеями, выраженными в этих цитатах, так как они отражают важные аспекты языковой культуры и ее роли в личностном и общественном развитии.

avatar
ответил день назад
0

Отрывки из работ известных русских лингвистов подчеркивают важность знания и умения пользоваться русским языком. Язык является не только средством общения, но и частью культуры, которая передается от поколения к поколению. Высокая культура речи, знание стилистических особенностей, умение использовать языковые средства в различных жанрах являются важными аспектами правильного владения языком.

Цитаты также подчеркивают, что правильная речь не только признак высокой культуры, но и обусловлена последней. Образование и культурное развитие играют ключевую роль в умении говорить правильно и ясно. Школа имеет огромное значение в формировании навыков говорения, и умение говорить правильно способствует более эффективному общению, пониманию друг друга и уменьшению конфликтов.

Критическое отношение к языку и стилистическим особенностям требует знаний и осмотрительности. Язык и стилистика не статичны, они меняются со временем, поэтому важно быть гибким и открытым к новым языковым явлениям и тенденциям. Общение и культурное взаимодействие невозможны без ясного и правильного общения, которое требует усилий и обучения.

avatar
ответил день назад
0

В цитатах речь идет о важности культуры языка, о необходимости умения пользоваться различными стилистическими средствами и различать языковые жанры. Отношение к сказанному положительное, так как правильная речь является признаком высокой культуры и обусловлена последней. Школа играет важную роль в формировании умения говорить правильно, что способствует ясному пониманию и взаимодействию людей. Критическое отношение к языку и стилю необходимо, но требует знаний и осмотрительности.

avatar
ответил день назад

Ваш ответ

Вопросы по теме